Японская философия кайдзен: как ее применить на практике?
Кайдзен предполагает постоянное совершенствование процессов управления и производства благодаря максимальному привлечению каждого работника компании. Другими словами, это непрерывные изменения к лучшему.
Что же предусматривает философия кайдзен?
Основная ее идея - это постоянное улучшение, как в жизни, так и в бизнесе. Метод кайдзен - это метод малых шагов, он не имеет ничего общего с внезапными, кардинальными и одноразовыми изменениями.
В этой философии важно терпение, спокойствие и внимательное наблюдение. Если, например, вы хотите бросить курить, вам следует сначала проверить свои возможности и каждый день медленно делать шаги для достижения цели.
В данном случае говорится об изменении способа мышления, а не о резких действиях через силу или принуждение. Все имеет свое время и место. Важно контролировать свою деятельность, быть уверенным в себе и предотвращать хаос.
Основателем философии кайдзен является Масааки Имаи, автор книги "Кайдзен: ключ к конкурентному успеху". Он - японский теоретик и консультант из руководства, известный своей работой по управлению качеством. Масааки Имаи практиковал собственную методологию, которая называется «кайдзен», в японских компаниях после Второй мировой войны, частично под влиянием американских тренеров бизнеса и управления качеством, и прежде всего в рамках «Toyota Way» (подход к управлению производственной системой Toyota Motor Corporation) .
Впоследствии предприниматели во всем мире начали интересоваться этой методологией. Сегодня «метод кайдзен» используют во многих отраслях промышленности, не только в бизнесе и производстве. С 1985 года существует Институт Кайдзен - организация, которая пропагандирует философию постоянного совершенствования, где Масааки Имаи продолжает работать.
Метод кайдзен в бизнесе
Если вы хотите применить эту методологию в управлении компанией, соблюдайте следующие правила:
- Постоянно все совершенствуйте.
- Не ищите оправданий и делайте реальные изменения.
- Не думайте, что ваши текущие методы работают. Скажите "нет" статусу-кво.
- Если что-то не так, исправьте это.
- Позвольте каждому принять участие в решении проблем.
- Получайте информацию и отзывы нескольких человек.
- Прежде чем принимать решение, спросите пять раз "почему", чтобы дойти до первопричины проблемы.
- Будьте экономными. Благодаря небольшим усовершенствованием вы можете потратить сэкономленные деньги на дальнейшие улучшения.
- Помните, что совершенствованию нет предела. Никогда не прекращайте попытки совершенствования.
В методе кайдзен большой акцент делается на коллективной работе и демократическом мышлении. Например, непосредственно работники конкретного направления лучше знают, как выглядят производственные процессы изнутри. Вот почему они являются именно теми людьми, которые предложат лучшие идеи для совершенствования и к ним нужно прислушиваться.
Согласно кайдзен, менеджеры должны не только управлять командой, но и быть наблюдателями сфер своего управления. Для того чтобы понять проблему и впоследствии решить, следует тщательно изучить ее изнутри.
Программа кайдзен: метод внесения предложений
Кайдзен - это процесс, при котором работники сначала представляют, а затем реализуют свои идеи для улучшения работы. Важен момент, когда работник выявляет недостатки данного процесса. Тогда начинается постепенное совершенствование.
Виды кайдзен
Существует два типа метода кайдзен: кайдзен потока - улучшение потока материалов и информации в компании, и кайдзен процесса - совершенствование конкретных процессов путем внесения небольших изменений поэтапно.
Блиц-кайдзен
Это практическое применение метода кайдзен, направленное на решение конкретной проблемы в течение максимум 10 дней. Он предусматривает несложный проект, который должен достичь значительных усовершенствований за короткое время.
Процессы блиц-кайдзен должны иметь четкую цель и доступные ресурсы для ее достижения. Они гарантируют быстрое получение желаемого результата. В свою очередь, это будет способствовать дальнейшему привлечению работников, персонал будет положительно настроен на дальнейшую работу и мотивирован результатами внедренных изменений.
Гемба кайдзен
Гемба - японский термин, который означает настоящее место происшествия. В бизнес-контексте говорится о конкретной сфере деятельности, в которой происходит запланированная смена. Например, гемба в ресторане - это кухня или столовая, в школе – класс, в производственной компании - цех, где изготавливают продукцию. То есть, для того, чтобы выявить истинные причины несовершенства процессов, данные должны собираться там, где происходят эти процессы.
Японский принцип принятия решений отличается от традиционного американского подхода к управлению, где решение, как правило, принимаются удаленно, на расстоянии.
Почему следует использовать метод кайдзен?
Согласно философии кайдзен, день без совершенствования - бесполезно потраченное время. Это означает, что как в теории, так и на практике, качество работы должно постоянно повышаться. Результатом является увеличение вовлеченности работников, ощущение влияния на деятельность компании каждого сотрудника и устранение слишком тяжелой работы.
Второстепенным, но очень положительным эффектом использования метода кайдзен, является уменьшение использования ресурсов, как человеческих, так и производственных.