Одиночество на работе: как влияет на работников атмосфера в офисе?

Сотрудники сегодня имеют все больше доступа к цифровым средствам коммуникации, но чувство одиночества на рабочем месте становится все большей проблемой. Наблюдения за тенденциями рынка показывают, что многие даже предпочитают общение с коллегами с помощью мессенджеров и социальных сетей. Хотя технологическое развитие может показаться угрозой для создания благоприятного рабочего и дружественного климата в офисе, роль руководителей компаний все же заключается в поддержке организационной культуры, где будет диалог и сотрудничество.

Чувство принадлежности является одной из основных базовых потребностей каждого человека, также это актуально и на работе. Сотрудники хотят чувствовать, что они стремятся к общей цели, их принимают в команде, понимают и учитывают мнение каждого. Прогрессирующее развитие технологий изменяет существующие формы общения, побуждая коллег отказаться от прямого контакта в пользу обмена сообщениями в интернете.

В эпоху цифровой революции налаживание отношений становится вызовом, что в свою очередь приводит к одиночеству и ощущению отчуждения на рабочем месте. Оказывается, что работник может чувствовать себя так же одиноко, работая дома пять дней в неделю, как и в офисе, заполненном людьми. Как показало исследование Wharton School of Business, склонность к одиночеству не зависит от возраста или пола, это результат мыслей или взглядов работника. Более того, чтобы сформировать чувство причастности, сотруднику не нужна группа друзей на рабочем месте – достаточно одного коллеги, с которым у него будут более тесные отношения.

Одиночество и отсутствие удовольствия

Это чувство делает сотрудника более чувствительным, мнительным и замкнутым для окружающих. Парадоксально, но человек, борющийся с одиночеством, оказывается наиболее отдаленным и наименее желающим инициировать контакт с коллегами. Это плохо для всех сторон - работника, его команды и работодателя, одиночество оказывает непосредственное влияние на результативность работы и преданность.

Согласно исследованиям психологов, удовлетворение работой в основном является результатом благоприятной атмосферы и позитивных отношений в коллективе. Чтобы построить хороший климат в офисе, необходимо соблюдать простые правила, такие как взаимоуважение, честность и толерантность. Сотрудничество и доверие – это источник хорошей энергии, они формируют чувство удовлетворения и эффективности. Счастливые сотрудники более креативны и работают более эффективно.

Если нет психологического комфорта и причастности к профессиональной жизни, работник начинает задумываться об изменении работы. Как показано в исследовании, представленном в отчете о зарплатах Hays 2019, плохие отношения с руководителем и коллегами являются причиной того, что 31% работников хотят сменить работу.

Понимание менеджерами проблемы одиночества людей на работе важно для принятия соответствующих шагов. Первый этап – осознание того, что ощущение исключения может касаться любого из персонала. Следующим шагом должна быть разработка мероприятий, которые побуждают сотрудников узнавать друг друга, чтобы каждый имел хорошие отношения хотя бы с одним коллегой. Однако это не принесет ожидаемых результатов, если в фирме не хватает соответствующей культуры и инициатив, интегрирующих весь персонал. Работодатели должны создать возможности для людей, работающих в офисе или удаленно, узнать друг друга и углубить свои отношения. Руководители и менеджеры по персоналу должны осознавать, что сотрудники все чаще ожидают от своей профессиональной жизни чего-то большего, чем регулярной зарплаты и интересных задач. Они хотят работать в здоровой среде, где могут рассчитывать на поддержку и чувствовать свою принадлежность и свободу воли. Создание хорошей атмосферы в компании станет одной из важных составляющих эффективной деятельности всех сторон.

Удаленная работа – это также вопрос, заслуживающий глубокого анализа. Несмотря на колоссальные преимущества такого решения, нельзя пренебрегать рисками. Частая работа вне предприятия может усилить у сотрудника ощущение, что он не является полноценной частью команды, или что он не в курсе всех событий, а изоляция еще больше усиливает чувство исключения и одиночества.

Взаимодействие с другими людьми является естественной потребностью каждого человека. Чтобы избежать ощущения изоляции у дистанционных работников, руководители должны создавать условия для ежедневных встреч с командой желательно офлайн. Идеальным решением является организация встреч в офисе, ведь ничто не заменит непосредственный контакт, возможность обменяться несколькими предложениями и узнать мнения друг друга о будущих проектах. Если организовать встречи нет возможности, альтернативой станут видеоконференции.

Руководство также должно организовывать обучение и заботиться об укреплении коммуникативных навыков среди всех сотрудников. Хорошим решением будет предоставить сотрудникам помещение, где они смогут встречаться и общаться (мини-столовая, зона отдыха).

Так с чего же начать работу над решением проблемы одиночества на рабочем месте? Первый шаг – создать благоприятный корпоративный климат, где будет место для разнообразия и адекватного восприятия различий во взглядах и потребностях отдельных людей. Сотрудники должны свободно решать, что для них лучше – работать в большой и динамичной команде, в одиночку или комбинировать эти два варианта. Важно, чтобы технологии мотивировали работников углублять отношения с коллегами, а не поощряли их ограничивать прямые контакты.

Борьба с чувством одиночества на работе в первую очередь будет способствовать благополучию и удовлетворению сотрудников. Ощущение себя частью команды, где работника понимают, поддерживают, дадут совет или просто развлекут в тяжелые времена, делает его более заангажированным и заинтересованным в работе.