Не бойтесь кризисов и учитесь превращать плохие мысли в хорошие

Слово «кризис» вызывает разнообразные реакции – одни испытывают тревогу и страх, другие – мобилизуются и вдохновляются на действия. А есть те, кто сначала пытается бороться, с повышенной активностью  «давит» на кризис, а когда это не удается – переживает тревогу.

Что же заставляет каждого из нас испытывать конкретную эмоцию в определенной ситуации? Почему все так по-разному реагируют на одно и то же событие?

Большинство людей руководствуются ощущениями, эмоциями. Они являются реакцией организма на то, что мы думаем о той или иной ситуации. Во-первых, мы сами придаем этому значение, создаем в своем уме некий образ. Тело реагирует на него и вызывает подходящую эмоцию – торможение или движение. Эмоции влияют на поведение и поступки, на отношения с другими, и это определяет эффект, который они дают.

К примеру, в системе продавец-покупатель мы сначала строим отношения, а только потом ведем бизнес. Клиент сначала покупает нас, а не то, что мы должны продать. Если человек идет на встречу с мыслью, что все равно ничего не получится, он будто программирует себя на сбой, тогда весь организм будет пытаться выполнить это руководство. Такое отношение не вызовет доверия клиента, его интерес будет утрачен.

Именно поэтому мы должны позаботиться о том, чтобы вызвать эмоции, которые будут мотивировать к действию, поощрять, помогать.

Но что начальное: мысль или эмоция? Мозг человека состоит, просто говоря, из трех слоев: первичного, промежуточного и наружного. В первичной части возникают автоматические реакции, неконтролируемые нами, вызванные неожиданной ситуацией. Предположим, вы работаете над чем-то очень сосредоточенно, и вдруг коллега забегает в вашу комнату и хочет, чтобы вы очень быстро сделали для него одно дело. Отказывать нельзя, это ведь важный человек. Весь ваш фокус мгновенно развеется, а ваш детально разработанный план действий рушится. В это время срабатывает механизм под названием «угроза», вы реагируете на ситуацию раздражением, нервозностью. За эту реакцию отвечает часть мозга, которая называется «миндалиной», она вызывает защитные реакции, такие как побег, бой или неподвижность.

Другая структура мозга, гиппокамп, запоминает эту закономерность. Поэтому со временем, когда произойдет подобная ситуация, вы так же отреагируете, вызовете те же эмоции. Это действует и при травме. Тогда эмоция идет первой, чем мысль, и реакция находится вне нашего рационального контроля.

С другой стороны, мы можем управлять всеми эмоциями, возникающими из наших мыслей (если мысль первая). Речь идет об управлении образами в нашей голове. Если я считаю, что кризис – это угроза, потеря, снижение доходов, трудности, худшие условия, я буду вызывать эмоции в соответствии с этим образом, то есть торможение. И если я активирую привязанность и интерес к задаче, которую мне предстоит выполнить, я откроюсь ему – тогда я буду под влиянием движущих эмоций. Для мозга не важно, откуда берется образ в голове, но именно он вызывает ответные эмоции.

Допустим, вы хотите изменить профессиональную жизнь, но что-то мешает: времена тяжелые, конкуренция велика и т.д. Следует ли изменить свое мышление, наполнить мозг другими образами? Да, как можно быстрее избавьтесь от тормозного мышления. Откройте для себя то, что будет провоцировать конфигурации, а не тормозить их. Вернитесь к источнику формирования перемен, осознайте и вспомните хорошие эмоции, которые сопровождали рождение этой идеи, культивируйте их в своей голове. Возвращайте приятные воспоминания, ситуации, образы, представьте, как здорово будете себя чувствовать, когда произойдут перемены.

Например, идя к новому клиенту, вы понимаете, что в прошлом году у вас было гораздо больше выполненных проектов, чем в этом, ведь сейчас кризис. Тогда в голове возникает мысль: "Ой, это плохо!", что вызывает страх. И с такими мыслями нужно бороться!

Вы должны научиться превращать плохие мысли в хорошие. Спросите себя: «О каком будущем я мечтаю?». Ответ всегда будет в положительном направлении, верно? Далее подумайте, как вы должны мыслить о себе, чтобы вызвать приятные эмоции, которые позволят получить то, что вы хотите? Далее работаем над всем необходимым для достижения этой цели. Но первый шаг к управлению своими эмоциями – это осознать их, признать, что они у вас есть, и назвать их.

В деловых отношениях руководители часто скептически относятся к теме с эмоциями, ведь их никак нельзя измерить, сосчитать или стандартизировать. Для них более очевидно будет сосредоточиться на цифрах, продажах, на том, на что мы имеем влияние. Они не хотят говорить об эмоциях, а только работают на результат, будто не хотят иметь дело с этой мягкой сферой человеческой деятельности. Также мало кто хочет разбираться с тем, что слово «кризис» вызывает у людей прежде всего страх.

На самом деле, каждый работник должен понять, что эмоциями можно, даже нужно управлять. Мы не можем смотреть на две вещи одновременно. Если мы сосредоточим внимание на кризисе, конечная цель уже исчезает из нашего поля зрения. Когда мы смотрим на цель, то не важно, с каким препятствием встретимся, мы ее преодолеваем и двигаемся дальше. А это значит, что мы постоянно вызываем у себя эмоции, которые приближают нас к цели, делают ее еще более важной для нас.

Да, препятствия всегда есть, но они становятся только дополнительным подкреплением. Преодолевая их, у нас появляется опыт, мы становимся сильнее, учимся, как справиться с другими подобными барьерами.