Как быть ассертивным на работе?
Несмотря на большое количество своих обязанностей, вы снова соглашаетесь на дополнительное задание, чтобы помочь коллеге? По просьбе директора остаетесь на работе на два часа дольше, хотя имели планы на вечер? Большинство людей хотя бы раз в жизни попадали в подобную ситуацию. Хотите отказаться, но не знаете как? Вы боитесь реакции своего руководителя или коллег? С этим нужно бороться! Как это сделать - читайте в нашем материале.
Что такое ассертивность и как она влияет на профессиональную и личную жизнь?
Ассертивность – это способность отстаивать собственное мнение и не подвергаться влиянию других людей. Вся сложность при этом состоит в том, чтобы не нарушать границы других людей, защищая собственные интересы, то есть уметь сказать «нет» без применения насилия (не только физического, но и психологического). Хотя это не всегда легко, особенно в деловых ситуациях, но ассертивности можно научиться.
Каждый день мы общаемся с другими людьми: дома, в школе, на работе, во время шопинга или отдыха. Социальные ситуации порождают конфликты интересов, ценностей, отношений, данных или структурные конфликты. Это совершенно естественно! Однако любая конфликтная ситуация является источником дополнительного стресса. Поэтому умение выстраивать межличностные отношения в соответствии с собственными потребностями и желаниями крайне необходимо как в личной, так и в профессиональной жизни.
Кто такой ассертивный человек?
• может выражать свои мысли, потребности и пожелания;
• может твердо сказать «нет», но не проявляя агрессивного поведения;
• имеет высокую самооценку;
• осознает свои преимущества, но также и недостатки;
• является эмпатичным, то есть обладает способностью понимать психологическое состояния других людей;
• может воспринимать как критику, так и похвалу;
• не боится отказа;
• ставит перед собой реалистичные цели и умеет достигать их;
• с уважением относится к другим, воспринимает разные мнения и потребности, уважает право других людей принимать самостоятельные решения;
• может отстаивать свои права;
• гибкий, знает, что единственная постоянная вещь в жизни – это перемены;
• может контролировать свои эмоции;
• не подвергается попыткам нажатия.
Почему на работе следует быть ассертивным?
Хотя для некоторых людей умение не поддаваться чужому влиянию ассоциируется с бурным или даже агрессивным поведением, следует знать, что большинство работодателей желает видеть такую черту у своих работников. Особенно это актуально на руководящих должностях, требующих навыков управления большой группой людей и разрешения конфликтов. Можно с уверенностью сказать, что ассертивность является одним из самых важных мягких навыков 21 века.
Работодатели ценят настойчивых людей, потому что они часто являются движущей силой перемен. Благодаря высокоразвитому эмоциональному интеллекту, они быстро видят проблемы в межличностных отношениях. Ассертивные люди уверены в себе, но также и чувствительны. Они не хотят, чтобы кто-нибудь пересекал их границы, поэтому принимают границы, установленные другими. Исследования показывают, что работать с упорными людьми гораздо легче. Умение сказать «нет» позволяет избежать недоразумений и проблем. Люди, прошедшие тренинги по ассертивности, легче строят отношения с другими членами команды и клиентами и быстрее разрешают конфликты. Это делает их естественными фаворитами.
Техники ассертивности, или как быть более упорным
Быть упорным обычно гораздо легче в личной жизни, чем в профессиональной. Начальнику или клиенту труднее сказать «нет». Страх потерять работу или дополнительный источник дохода не способствует развитию напористого характера поведения. Но очень часто оказывается, что отказ не имеет негативных последствий, наоборот: он подчеркивает личность и формирует уважение к вам.
Как этого достичь, то есть как быть ассеривным на работе? Вот несколько советов:
• старайтесь поддерживать зрительный контакт с человеком, с которым вы разговариваете. Не опускайте голову и не смотрите в пол;
• используйте фразы, подчеркивающие вашу независимость, например «я думаю», «на мой взгляд», «я считаю»;
• при отказе используйте конкретные аргументы: «Сегодня я больше не могу оставаться на работе, потому что…»;
• если полный отказ невозможен, дайте согласие. Вы можете сказать: «Хорошо, я приду к вам работать сегодня во вторую смену, но я ожидаю, что вы окажете мне такую ж услугу на следующей неделе»;
• будьте готовы к переговорам (но не допускайте, чтобы решение вступило в противоречие с вашими ключевыми интересами).
Как получить признание среди коллег и руководства?
Ассертивность – это гораздо больше, чем только возможность сказать «нет». Это набор установок и характер поведения, облегчающих работу с другими людьми. Многим нужны годы, чтобы иметь такую способность. Очень часто это результат автократического стиля воспитания. Однако опускать руки не следует. Если данное поведение для вас очень тяжелое, вы можете записаться на тренинг по профессиональной ассертивности, который проводят люди с соответствующим образованием и опытом.