Elevator pitch: расскажите другим о своем проекте

Вы, вероятно, не раз имели короткий разговор со своими попутчиками в лифте. В основном это непринужденные несколько слов о погоде, актуальных событиях в мире или футбольном матче. А если во время этой короткой поездки вы расскажете собеседнику о своем проекте и убедите его, что ваша идея лучшая и заслуживает воплощения? Вы уже знаете, как будет выглядеть ваш еlevator pitch ?

Elevator pitch, то есть максимум конкретики за минимальный промежуток времени

Конечно, лифт – это только метафора, ведь вряд ли вам придется в нем презентовать свой проект. Однако иногда у вас может быть очень мало времени на презентацию. Elevator pitch (или elevator speech) в переводе с английского означает "переговоры в лифте". Термин возник в Соединенных Штатах Америки, он означает короткую, обычно в несколько десятков секунд, презентацию человека, компании, проекта, услуги или продукта. Он, прежде всего, должен быть лаконичным и убедительным. Как приготовить эффективный elevator pitch?

9C: особенности образцового elevator pitch

Британский политик и дипломат Энтони Иден говорил, что хорошая речь должна иметь интересное начало и конец. Но в первую очередь следует позаботиться, чтобы концовка была как можно ближе к началу. Эти слова могут быть основополагающим принципом elevator pitch. Однако просто уменьшение содержания не гарантирует успеха короткой презентации. 9C – это принцип, созданный американцем Крисом О'Лири – в девяти пунктах он объясняет, какими качествами должна обладать хорошая «речь в лифте». Рассмотрим каждый из них:

1. Краткость (англ. concise) – если вы можете сократить слишком длинную презентацию до нескольких, десятка или около того предложений, не теряя ее общего содержания, то обязательно сделайте это. Ставка должна быть на конкретные моменты, старайтесь заинтересовать своих слушателей.

2. Четкость (англ. clear) – используйте простую лексику и старайтесь избегать множества специализированных слов, которые не всегда могут быть понятны получателю. О'Лири рекомендует прочитать готовую презентацию своим бабушкам, дедушкам, мужчине и детям. Если все это понимают – огромный плюс для вас.

3. Убедительность (англ. compelling) – на презентации представляйте только то, что является основой вашей работы. Несомненно, побочные истории могут быть очень интересными, но помните, что вы не успеете рассказать о них через несколько десятков секунд. Сосредоточьтесь на том, в чем суть проекта.

4. Достоверность (англ. credible) – вам нужно доказать аудитории, почему вы или ваш проект является лучшим выбором на данный момент. Собеседник должен почувствовать полное доверие  к вам и вашим действиям.

5. Концептуальность (англ. conceptual) – направьте свою презентацию к «уму» аудитории – приведите жесткие факты и аргументы, но как можно короче.

6. Конкретность (англ. concrete) – позаботьтесь о том, чтобы не «разбавлять» презентацию ненужными деталями. Если слушатель захочет что-нибудь о них узнать, он обязательно спросит вас.

7. Индивидуальность (англ. customized) – сделайте свою презентацию адаптированной к конкретному получателю, учитывая его особенности и требования. Избегайте создания универсального языка для всех. Потенциальный клиент посмотрит на это не так, как редактор газеты.

8. Последовательность (англ. consistent) – предыдущий пункт подчеркивал подготовку различных вариантов elevator pitch. Однако помните, что ваши речи и презентации должны быть последовательными и передавать одинаковую основную информацию. Не обманывайте ни при каких обстоятельствах!

9. Разговорность (англ. conversational) – убедитесь, что ваша презентация запомнилась аудитории, вызвала обсуждение, дополнительные вопросы, внесла существенный элемент интереса у слушателей.

О чем говорить в elevator pitch?

Девять принципов, изложенных в книге Криса О'Лири, дают исчерпывающий ответ на вопрос "Как подготовить презентацию типа elevator pitch". Однако они не указывают, что должно быть в таком кратком изложении, о чем следует сообщить слушателю. Мы уже писали, что в elevator pitch вы включаете только конкретную, важнейшую информацию. Поэтому все зависит от того, что является предметом презентации.

Если вы хотите сделать краткий рассказ о себе, следует начать с того, кто вы есть, чем занимаетесь и какой у вас опыт. Важно, однако, не доминировать во всей презентации с этой темой. Вам следует убедить собеседника, почему он должен сделать ставку на вас, для этого укажите свои сильные стороны, чем вы выделяетесь среди других кандидатов и что слушатель получит, выбрав вашу кандидатуру. Вспомните о своих профессиональных целях, планах и интересах.

Представляя бизнес, услугу или продукт, начните с основной идеи, которая стоит за ними, а затем перейдите к краткому описанию фактов. После этого можно рассказать о получателях продукта и целевом рынке. Обязательно расскажите собеседнику, какую пользу принесет выбор того или иного товара или услуги как материальную, так и нематериальную. Наконец, вспомните о своих конкурентах и докажите, чем ваш бизнес особенный.

О чем еще нужно знать?

Ваша речь должна длиться максимум 20-50 секунд и не должна превышать 200 слов. Лучше всего запомнить ее, потому что иногда трудно предсказать, когда придется с ней выступить. Elevator Pitch в первую очередь призван привлечь внимание и интерес слушателей. Если они все-таки попадут на ваш «крючок», впоследствии следует подготовить для них более подробную презентацию.