Социальный интеллект - что это такое и почему это так важно?

В 1920 году Эдвард Ли Торндайк представил концепцию социального интеллекта, объяснив ее умением руководить людьми и соответствующим подходом к межличностным отношениям. Сегодня, почти сто лет спустя, социальный интеллект считается одной из самых желательных «м’яких» компетенций для сотрудников. Почему это так важно? Мы постараемся прояснить этот вопрос в статье.

Мягкие компетенции становятся все более важными для сотрудников

Долгое время при выборе кандидатов на работу особое внимание уделялось «твердым» навыкам. Они в основном имели значение для работодателей. Однако рынок труда динамично меняется, поэтому в настоящее время «мягкие» компетенции даже важнее, чем измеримые навыки в некоторых профессиях.

Работодатели все больше осознают важность людей в компании, и их приверженность проектам или мотивации зависит не только от того, с какой программой они справляются, и на каком уровне. Хорошо созданная команда будет сотрудничать гораздо эффективнее, группа людей, которым небезразлична хорошая атмосфера на рабочем месте, может оказать реальное влияние на успех всего предприятия.

Неудивительно, что сегодня коммуникативные навыки, уверенность в себе, хорошая организация времени и эмоциональный интеллект приобретают все большее значение и их стоит развивать. Социальный интеллект - также особенность, желаемая работодателями. Из чего он состоит?

Социальный интеллект на работе

Как мы уже упоминали, социальный интеллект позволяет вам лучше функционировать в группе и поддерживать надлежащие контакты между людьми, что выражается в отношениях с коллегами и клиентами.

У вас может быть отличное образование и обширные знания, но если вы не можете работать с другими,  не умеете наладить контакт,  то вы будете утруднять свою работу. Люди хотят работать в окружении коллег, которым они могут доверять, с которыми они находят общий язык. Взаимное уважение, безусловно, также влияет на уровень совместного выполнения обязанностей.

Социальный интеллект также связан с эмоциональным интеллектом. Последнее позволяет правильно назвать и показать свои эмоции, и способность чувствовать эмоции других людей - коллег или клиентов. Благодаря этому сотрудник может хорошо справляться в случае конфликтов, переговоров или просто в дипломатии.

Сотрудники с хорошим социальным интеллектом гарантируют, что в компании не будет «крысиных бегов», а существует хорошая атмосфера, которая позитивно влияет на работу. Вы проводите много времени в компании, и тот факт, что вы чувствуете себя в ней хорошо, повышает вашу мотивацию, производительность и приверженность.

Как проявляется социальный интеллект?

Так как же ведет себя работник, владеющий социальным интеллектом? Как распознать человека, у которого есть этот навык?

1. Он настойчив - человек с развитым социальным интеллектом настойчивый. Это означает, что у него нет проблем с выражением своего мнения, он ценит свои собственные границы, но также уважает границы других. Он знает, что каждый имеет право на свое мнение, поэтому говорит спокойно, не проявляет агрессии. Охотно поможет другим сотрудникам, но не позволяет использовать себя, тем, кто сможет обойтись без его помощи.

2. Он может слушать - он может создать атмосферу, в которой собеседник будет чувствовать себя комфортно. Такой человек дает ощущение собеседнику, что его понимают, если он чего-то не знает - спрашивает. Он предлагает решения, излагает свою точку зрения, дает другой стороне почувствовать, что они на равных. Он не говорит быстро, он сосредоточен.

3. Он не эгоист - человек с социальным интеллектом думает не только о себе. Да, каждому нужно немного эгоизма в повседневной жизни, но если вы работаете только ради вашей пользы на работе, это не лучшее решение. Он помогает другим, а не думает лишь о себе.

4. Не судит - недооценивать других может быть сложно. Чаще всего вы делаете это через призму вашего собственного опыта, а это неправильно и формирует несправедливую оценку. Вы должны воздерживаться от осуждений. Каждый из вас имеет разные ценности, руководствуется разными жизненными принципами и ведет себя по-разному. Прежде чем оценивать кого-либо, стоит подумать, хотите ли вы, чтобы вас кто-то оценивал? Человек с социальным интеллектом не судит других людей, у него есть свое мнение, но он не считает себя идеальным, поэтому не оценивает других.

5. Не навязывает своего мнения – в каждой фирме есть такой человек, который знает все лучше других. Он всегда прав, и все должны думать, как он. Сотрудники с социальным интеллектом знают, что самое главное – это дискуссия, совместные выводы. Каждый имеет право на свое мнение и его нужно уважать, даже если вы не совсем с ним согласны.

6. Он не поддается эмоциям - социальный интеллект - это также сдерживание и контроль своих эмоций. Такие люди обычно спокойны, их сложно вывести из себя, они знают что нужно делать, чтобы успокоить свои нервы. Он не агрессивен, не «взорвется» от гнева или плача, сбивая всех с толку.

«Мягкие» компетенции можно усовершенствовать, работая над ними. Они не даны раз и навсегда и вы также можете развивать их. Поэтому, если вы считаете, что ваш социальный интеллект не развит, это стоит изменить. Благодаря этому вы научитесь истинному сотрудничеству, вы можете установить прочные и доверительные межличностные отношения, что очень важно в бизнесе!