Как избежать профессионального выгорания на работе?

Первым симптомом профессионального выгорания является чувство постепенного истощения и повышенная утомляемость организма. Выходных недостаточно, чтобы отдохнуть и приступить к работе с новой энергией. Дальше идет снижение активности - появляются абстиненция и апатия, первые эмоциональные реакции, такие как словесная агрессия по отношению к коллегам, цинизм, отрицание мнения других. Человек становится трудным в сотрудничестве. Эмоциональное напряжение очень велико. Есть перепады настроения - от гнева до грусти.

Когда работник все еще не замечает проблемы, организм может начать психосоматически реагировать, то есть возникают проблемы со здоровьем, которые действительно требуют помощи от усталой и стрессовой работы. Начинаются проблемы со сном, частые простуды, снижение сексуальной активности, заболевания сердца или пищеварительной системы.

Последней и особенно опасной стадией выгорания является фаза отчаяния, которая может привести к развитию реактивной депрессии, зависимостей и даже самоубийств.

Видя первые симптомы синдрома выгорания, руководитель должен обсудить с работником причины сложившейся ситуации и возможные решения - может быть нужно предоставить подчиненному более длительный отпуск, сократить объем задач или изменить их, расширить сферу деятельности для большей независимости. Худшее, что может сделать работодатель - это начать требовать большего или сделать вид, что проблемы не существует.

Профессиональное выгорание, как правило, затрагивает амбициозных сотрудников, которые быстро хотят подняться по карьерной лестнице. Такие люди много работают, часто пренебрегая своими собственными потребностями.

Как предотвратить выгорание?

Эксперты сходятся во мнении, что многое зависит от самого сотрудника, уровня его самосознания - насколько он может научиться распознавать свои потребности, ставить реальные цели, управлять навыками и организовывать свою жизнь. «Слушание» себя, забота о межличностных отношениях, развитие интересов и разработка собственного метода успокоения - это важные способы избежать профессионального выгорания, который каждый должен выработать индивидуально. Работодатель должен быть внимательным к потребностям подчиненного, но в первую очередь сам сотрудник должен сигнализировать о перегрузке работой.

Мы подготовили 10 главных советов, которые помогут вам избежать выгорания на работе:

1. Полноценный сон - это не только необходимое для отдыха количество часов, но и комфортные условия: удобная кровать, доступ свежего воздуха, комфортная температура, тишина.

2. Физическая активность - психологическая и умственная усталость также влияет на состояние организма. Во время физической активности вы не только заботитесь о своем теле и здоровье. Благодаря эндорфинам, что выделяются во время движения и занятия спортом, у вас улучшается настроение и удовлетворение жизнью. Всего 20 минут упражнений три раза в неделю помогут справиться со стрессом.

3. Зеленая среда - исследования показывают, что люди, которые проводят больше времени на природе, имеют более низкий уровень кортизола, «гормона стресса». Если нет возможности ежедневно гулять по парку, стоит принести в офис немного зелени, вазонов. Согласно исследованию доктора Тины Мари Кейд, сотрудники более счастливы в офисах с большим количеством растений.

4. Перерывы в течение дня - интенсивная работа может быть эффективной, когда вы делаете перерывы. Если вы работаете слишком долго, ум устает, и вам требуется все больше и больше времени для выполнения каждого последующего шага. Рекомендуется 5-10 минутный перерыв после каждого часа работы.

5. Смех - улыбка также положительно влияет на отношения с окружающими и улучшает настроение улыбающегося человека.

6. Умеренное количество рабочего времени - работа более 40 часов в неделю быстрее приводит к выгоранию. Работая дольше, вы соответственно больше устаете, на выполнение каждой задачи уходит больше времени.

7. Стремление к развитию  -  очень часто у людей, которые столкнулись с профессиональным выгоранием, возникает ощущение, что они «стоят на одном месте», не развиваются. Ищите пути для саморазвития, ходите на тренинги, будьте в курсе новых методов работы в вашей сфере, учите языки и т.д.

8. Отпуск - чтобы по-настоящему расслабиться, «перегрузить» себя, нужно отдыхать два раза в год - в идеале полные две недели. Это должен быть настоящий отпуск, а не просиживание в квартире перед компьютером или дополнительная работа. Поездка в горы, к морю, в соседнюю страну или даже просто в другой город с родными, где вы сможете гулять, читать, общаться, зарядит вас энергией и позитивом.

9. Хобби - не только физическая активность позволяет избавиться от повседневных проблем. Занятие любимым делом – отличный способ снятия стресса, отвлечения от работы и источник приятных эмоций.

10. Приоритеты - отсутствие четких целей и приоритетов в работе ускоряет выгорание - вы теряете смысл того, чем занимаетесь.