Методика SMART: как правильно ставить себе цель, чтоб ее достичь?
Большинство людей в работе и в частной жизни устанавливают себе цели, к которым упорно стремятся. К сожалению, не всегда удается достичь желаемого результата.
Многие успешные люди используют метод SMART, который доказал свою эффективность при постановке цели и достижении результата. Рассмотрим его особенности.
Для чего нужно ставить цели?
Цели имеют большую силу. Благодаря им вы можете быть более склонны действовать и знать, почему выполняете задачи. Поэтому нужно, чтобы они были определены.
В дополнение к росту вашей мотивации к действию, они заставляют более активно участвовать в этом. Вы знаете, к чему стремитесь, что для вас важно и на чем должны сосредоточиться. Благодаря этому вы менее обескуражены, лучше организуете работу и все выполняемые задачи.
Однако, случается так, что постановка целей только заставляет вас чувствовать себя подавленными, разочарованными, у вас по-прежнему что-то не получается, а убеждения ошибочны. Все это означает, что вы не только теряете мотивацию, но и желание что-либо делать.
Что означает аббревиатура SMART?
Методику SMART предложил еще в 1954 году Питер Друкер. Она помогает устанавливать и формулировать цели так, чтобы вы могли их достичь.
Что же означает аббревиатура SMART?
S - Specific - Определенный
Цель должна быть конкретной. Вы обязаны знать, что хотите сделать. Здесь нет места для догадок и двусмысленностей, не может быть много вариантов и методов достижения. Определенность и точность чрезвычайно важны при постановке цели. Например, фраза «начать бегать» гораздо информативнее и понятней чем «быть активным».
M - Measurable - Измеримый
Благодаря тому, что ваша цель поддается измерению, вы сможете оценить весь путь к ее достижению и на каком этапе сейчас находитесь. Например, ваша задача – «похудеть». Сама постановка цели неизмерима. Перефразируйте ее: «похудею на 13 килограммов». Теперь вы точно знаете к чему стремитесь. В то время, когда вес будет меньше уже на 6,5 кг от сегодняшнего, вы четко будете знать, что уже на полпути к успеху. Если цель слишком общая и не заметен никакой прогресс в ее достижении, вы потеряете мотивацию и не будете заинтересованы в действии.
A - Achievable (Attractive) - Достижимый (Привлекательный)
В этом случае буква А имеет два значения: достижимый и привлекательный. Достижимая цель - это то, что мы можем сделать без чрезмерных усилий. Например, нет смысла обманывать себя, поставив задачу пробежать 15 километров, если до этого вы не тренировались вообще и не подготовили себя. Перед постановкой цели необходимо учесть свои возможности и ставить реалистические задания.
В свою очередь, привлекательная цель - это задача, которая для вас является своего рода «вызовом», и ее достижение принесет удовольствие. Например, если вы изучите английский язык, будете получать большую зарплату.
R - Realistic - Реальный
Цель должна быть реальной. Если вы планируете себе что-то, что обречено на провал заранее, но все же стараетесь достичь этого, ваши стремления без каких-либо успешных результатов отберут все силы и желание на дальнейшие действия. Ваша цель не может быть пробежать 10 км за 10 минут, так как это физически невозможно. Давайте ставить задачи, которые вы сможете решить.
T - Time-bound – Определенный во времени
Установите часовые рамки достижения цели Благодаря этому вы будете чувствовать мотивирующее давление. Если задача не имеет «сроку годности», вы беретесь за ее исполнение неохотно, лениво, у вас нет достаточной мотивации к ее решению. Например, вы установили что нужно пробежать 15 километров до 25 октября, когда состоится желаемый марафон. В таком случае у вас есть определенное время для тренировок и конечная дата достижения цели.