Принципы конструктивной критики, или как эффективно критиковать других

Конструктивная критика - это тип критики, направленной на помощь, а не на стигматизацию. Конструктивная критика легче воспринимается и чаще приносит позитивный эффект, поэтому она обязательно должна присутствовать в отношениях с персоналом.

Рассмотрим ее принципы, чтобы научиться конструктивно критиковать.

Способность конструктивно критиковать - это настоящее искусство. Зависимо от формы критики, вы можете мотивировать человека для усовершенствования его действий в будущем, или препятствовать его работе.

Без критики трудно обойтись. Вы имеете на нее полное право, и некоторые жизненные ситуации требуют от вас определенной оценки других, что может быть не всегда приятно. Особенно трудно избежать критики в отношении достижений на работе или в школе, потому что в этих ситуациях прогресс является определяющим фактором успеха. Если его там нет, трудно рассчитывать на похвалу. Так как же конструктивно критиковать?

Конструктивная критика - это, прежде всего, способ указания на ошибки или обращение внимание на кого-то, что должно изменить его поведение. Целью критики в этом случае является не унижение, злоба или нападение, а желание позитивных изменений. Конструктивная критика высоко ценится в межличностных отношениях, поскольку позволяет поддерживать хорошую атмосферу между людьми. Этот способ отличается от обычной критики тем, что мысли выражаются не под влиянием сильных или негативных эмоций, а сама критика не может навредить другому человеку.

Определите цель и смысл критики

Вначале вы должны подумать о том, требует ли данная ситуация критики, и действительно ли человек, которого вы будете критиковать, получит что-то хорошее от этого. В этом случае наиболее важной является цель, которую вы преследуете. Нет никаких оснований для критики, вызванной нервозностью, злостью или завистью.

Подготовьте человека к критике

Поскольку необходимо наперед продумывать конструктивную критику, стоит также дать другой стороне возможность тщательно обдумать все, чтобы человек смог защитить себя. Вы не можете критиковать кого-то принудительно и начинать разговор неожиданным нападением. Таким образом, вы вызовите только нежелательную реакцию другой стороны: агрессию, оскорбление, обиду или демотивацию. Например, лучше всего предупредить о честном разговоре и о том, что вы хотите сказать человеку.

Придерживайтесь фактов

Конструктивная критика основана на рациональных аргументах, конкретных фактах, а не общих фразах. Поэтому вам необходимо подготовить правильную аргументацию для подтверждения вашей оценки. Наилучшим является рациональное и объективное обоснование аргументов, поэтому стоит заранее подготовиться к критике, продумать каждое обвинение, подобрать конкретные доказательства. Тогда вас никто не станет обвинять в личной предвзятости или несправедливом суждении. Выражения «вы ни на что не годитесь», «мы не можем рассчитывать на вас», в таком случае являются неверными, носят слишком общий характер и могут восприниматься как личная атака.

Узнайте сначала, как правильно, а  потом критикуйте

Прежде чем перейти к упоминанию своих утверждений или комментариев о другом человеке, попробуйте представить правильную картину ситуации или то, как она должна выглядеть. Сначала обратите внимание на ценности и приоритеты, которым нужно следовать, и которые важны, и только потом укажите, где и когда их не было. Чтобы человек, которого вы критикуете, знал, почему он поступил неправильно, озвучьте ваши намерения. Это шанс показать проблему самым объективным способом, чтобы работник, который принимает критику, мог согласиться с вами и сделать выводы из своего поведения.

Уважайте критикуемых

Критика воспринимаются совсем по-другому, если человек чувствует понимание и добрые намерения. По этой причине вы всегда должны сохранять спокойствие и сдержанность. Критика эмоциональная обычно воспринимается как нападение, другая сторона может чувствовать себя униженной и скомпрометированной. Такие чувства не помогут сделать нужные выводы из критики. Уважение в этом случае имеет большое значение.

Сначала хвалите, потом критикуйте

Нежный, спокойный тон разговора намного лучше чем негативные эмоции, которые могут сделать всю вашу аргументацию нерациональной. Чтобы смягчить критику, полезно добавить в нее положительные моменты. Поэтому советуем начать с указания верных, позитивных действий  и похвалы. Это поможет сотруднику открыться для дальнейшей оценки, и он будет чувствовать справедливость в отношении  к себе.

Критикуйте и советуйте

В конструктивной критике очень важна поддержка. Поэтому, перечисляя неверные поступки или допущенные ошибки, стоит подумать, как решить проблему или улучшить поведение. Благодаря этому человек почувствует заботу, и ему будет легче следовать вашим советам. Также стоит дать критикуемому шанс объяснить свое поведение и причину допущенных ошибок . Это поможет вам понять, в чем проблема, и выбрать лучшее решение в этой ситуации.

Конструктивная критика высоко ценится в отношениях с работниками. Она позволяет руководству влиять на эффективность работы и достижения своих подчиненных. Такая критика очень мотивирует к действию и дает возможность вам объективно смотреть на работу.

Наконец, стоит помнить, что конструктивная критика - это только десять процентов всего мнения о человеке. На протяжении всего разговора вы не можете сосредоточиться только на ошибках, в таком случае ожидаемого эффекта точно не будет.