Положительная или отрицательная мотивация: что более эффективно влияет на персонал

Многие работодатели задаются вопросом, как эффективно мотивировать подчиненных. В конце концов, мотивация персонала должна приносить компании одни преимущества. Благодаря этому  можно рассчитывать на повышение эффективности и результативности.

Мотивация - это действие, которое заставляет человека исполнять то, что от него требуется, и он сам от этого получает определенные выгоды (материальные или нематериальные). Стоит также учесть, что конкретно мотивирует сотрудников. Из-за того, что люди все очень разные, одинаковые мотивирующие факторы могут работать не для всех. Достаточно трудно определить один общий тип мотивации, который будет успешным всегда.

Большинство специалистов склоняются к мысли, что существует позитивная и негативная мотивация.

Положительная мотивация

Это своего рода внешняя мотивация работников, при которой работодатель использует разветвленную систему призов и похвал. Сотрудники знают, что своевременное и качественное выполнение обязанностей, участие в жизни компании, внедрение инновационных идей, а также оказание помощи коллегам будет вознаграждено. Чаще всего успех оценивается материально – премией, дополнительной оплатой, бонусами. Во многих ситуациях простое упоминание на собрании о том, что сотрудник достиг определенного успеха, может стать стимулом для еще лучшей работы. Человек знает, что его усилия замечены, и он работал не зря. Словесные похвалы также хороший способ мотивировать подчиненных. Каждый должен осознавать, что то, что он делает - ценится.

Работодатели должны помнить, что работник, которого хвалят за его достижения, будет стремиться к еще лучшим результатам и быть лояльным к компании. Сотрудники будут заинтересованы работать в такой фирме как можно дольше, это позволит инвестировать в их развитие путем оплаты обучения и курсов. Позитивная мотивация сотрудников развивает компанию.

Негативная мотивация

Второй тип мотивации - это негативная мотивация. Некоторые называют ее «методом кнута». Она  основана на запугивании и страхе. Работник выполняет свои обязанности не потому, что хочет, а потому, что в противном случае он будет наказан дисциплинарными беседами с вышестоящими и, возможно, даже унижен на общем собрании. В этой ситуации атмосфера на работе плохая, и сотрудники испытывают стресс чувствуют, что их не уважают. Чаще всего люди быстро понимают, что в таких условиях трудно работать, и начинают искать новое место трудоустройства где они будут чувствовать себя более ценными и уважаемыми.

Работодатель должен помнить, что негативная мотивация не влияет на повышение эффективности. Подчиненные обычно трудятся как можно меньше, у них нет желания для новых идей, они не хотят внедрять какие-либо инновации.

Позитивная и негативная мотивация - какой метод более эффективен

На большинстве предприятий чаще используется позитивный способ мотивации. Однако лучше всего найти так называемую «золотую середину», когда сотрудники знают, что их будут ценить за достижения. Но они не могут «почивать на лаврах» и расслабляться, потому что в этом случае могут быть наказаны. Трудно однозначно сказать, какой метод является более эффективным. Начальник должен оценить, какая мотивация лучше подходит для каждого сотрудника.

Также стоит помнить, что существуют определенные факторы, которые могут достаточно сильно демотивировать персонал. К ним относятся: нечеткое разделение обязанностей, слишком много задач для выполнения, предпочтение другим сотрудникам, чрезмерная концентрация на ошибках, неприятная атмосфера на работе и, прежде всего, отсутствие возможностей для развития. Работодатель должен избегать этого, благодаря чему его подчиненные будут более охотно действовать в пользу компании.