Менторинг: что это такое и для чего он вам нужен?

Сложно представить компанию без команды. Благодаря умениям сотрудников деятельность может достичь реального успеха. Поэтому не только работники заботятся о развитии, но и работодатели должны быть заинтересованы в этом. Прогрессивные и успешные руководители часто внедряют в компаниях менторинг - одну из форм развития персонала.


Что такое менторинг?

Представим ситуацию: сотрудник приобретает опыт, учится новым вещам, старается максимально увеличить развитие, но в то же время делает это немного хуже, чем другие его коллеги в этой должности. Он не может добиться успеха и огорчается. В таком случае может помочь менторинг или наставничество.

Менторинг - это построение неформальных отношений между наставником (ментором) и учеником (протеже). Первый в случае сотрудников - это человек, который имеет многолетний опыт работы в данной должности, хорошо справился с возложенными на него обязанностями и достиг больших результатов. Он может делиться знаниями, предлагать, давать указания.

Важно отметить, что отношения между наставником и учеником должны быть партнерскими. Ни в коем случае нельзя заставить сотрудника чувствовать себя некомпетентным и непрофессиональным, это усилит беспокойство и сделает ситуацию напряженной. Подавленный присутствием лидера, ученик никакой пользы из таких уроков не возьмет. Оба человека должны чувствовать себя партнерами, равными друг другу.

Наставник должен помочь ученику развить свои навыки, побудить его выполнять задания, показать, как использовать умения. Более того, наставник не может демонстрировать превосходство или поучать. Как мы уже говорили, партнерство важнее всего.

Наставником обычно является сотрудник компании, он помогает коллегам, которые претендуют на руководящую должность. Бывает, что наставничеством занимается совсем другой человек, не имеющий отношения к фирме. Такая ситуация возникает, когда специалист не хочет, чтобы о его слабых сторонах узнали коллеги по работе.

Ментор не может прямо говорить ученику, что он должен делать в данной ситуации. Последний обязан знать сам, как решать ту или иную задачу. Наставник как бы занимает позицию надзирателя и дает совет или указания на проблемном этапе, но ни в коем случае не подсказывает готовое решение.

Менторинг не заключается в том, что учащийся получает общие знания. Фокусироваться необходимо на конкретной проблеме. Вот почему ученик часто выбирает тему для обсуждения с наставником, и если другая сторона хочет что-то обсудить - он не отказывается.

Ментор анализирует не только то, что происходит сейчас, а учитывает прошлые и будущие события. Благодаря этому можно увеличить шансы на успешное решение.

Необходимым условием эффективного менторинга является обоюдное желание к сотрудничеству между двумя сторонами. Ученик в свою очередь должен стремится к развитию.


Когда компания принимает решение о менторинге?

Существует несколько факторов, которые влияют на это. Прежде всего, такая форма развития важна при долгосрочной перспективе работы конкретного сотрудника. Когда руководитель верит в успешность работника «Как правильно похвалить себя на собеседовании», стремится сделать его полноправным членом коллектива, ознакомить с имеющимися специальными знаниями можно говорить о менторинге.


Почему нужно внедрять менторинг в компании?

Этот вид наставничества - идеальное решение для компании. Благодаря сотрудничеству между наставником и учеником можно получить много.

Прежде всего, данный вид развития относительно дешевый и часто бесплатный - если вы решите продвигать сотрудника, а его наставник будет другим сотрудником, работодатель не заплатит за это, и обучение будет всеобъемлющее. Кроме того, у одного наставника может быть несколько учеников. Продвигая человека, который уже работает, вы экономите время и деньги.

Благодаря наставничеству ученик получает необходимые знания для работы, а наставник учится строить отношения. Пользу из этого извлекают две стороны, а также фирма.

Когда в компанию приходит новый сотрудник, необходимо достаточно много времени, чтобы ввести его в курс дел и он начал выполнять свои обязанности. Благодаря менторингу, это время можно значительно сократить, поскольку основное внимание будет сосредоточено на передаче знаний вашему ученику.

К сожалению, наставничество не является распространенным методом обучения сотрудников в Украине. В основном, менторинг используется в Англии, США. Более того, некоторые работодатели понятия не имеют об этом методе. Возможно, стоит представить этот способ развития и предложить его в случае продвижения по службе или приема новых сотрудников. Это экономит время и затраты и поможет работникам, занимающим новую должность.