Краудсорсинг: что это такое и как он работает в бизнесе?

Краудсорсинг - это процесс, который предусматривает привлечение широкой группы людей для выполнения задач и представления идей для достижения конкретных целей организатора. Он используется компаниями, государственными учреждениями и некоммерческими организациями, для которых краудсорсинг заменяет традиционных работников.

Метод краудсорсинга позволяет не только уменьшить затраты на процессы, но прежде всего получить знания группы людей, что особенно важно при создании продуктов, услуг или решений для широкой аудитории.

Краудсорсинг - какое отношение он имеет к работе в интернете?

Термин краудсорсинг происходит от сочетания англоязычных слов: crowd (толпа) и sourcing (источник поиска). Впервые его использовал в 2006 году Джефф Хоу, редактор журнала WIRED. Джефф определил краудсорсинг как передачу всех видов деятельности предприятия на широкую группу пользователей интернета в форме открытого приглашения. С тех пор появилось более современное и точное определение краудсорсинга, которое связывает этот термин с новыми технологиями и социальными медиа. Это предложил ученый Даррен К.Бребхем.

Краудсорсинг - это цифровая и распределенная модель производства или решения проблем пользователями интернета, что реализует конкретные цели организатора (предприятия, правительства или частного лица).

Хотя краудсорсинг получил свое название в 2006 году, сама идея была известна очень давно . Еще Наполеон Бонапарт использовал ее при обеспечении армии свежими продуктами питания. Он объявил открытый конкурс на новые формы хранения продуктов на фронте. Победила идея консервирования, за что создатель получил награду в 12 000 франков.

Современное воплощение краудсорсинга - это, среди прочего, и общественный бюджет. Этой идеи всего тридцать лет. В 1989 году в бразильском городе Порто-Алегри жители около десятка имений выступили с массовой инициативой и предложили создать инструмент, позволяющий влиять на развитие города. В сотрудничестве с местными властями был создан первый бюджет участия для реализации интересных идей по улучшению качества жизни жителей.

Краудсорсинг: преимущества, недостатки и применение

Согласно докладу Gartner, 75% ведущих компаний будут использовать определенную форму краудсорсинга в будущем. Джефф Хоу, создатель краудсорсинга, считает, что использование коллективного интеллекта позволяет быстрее решать проблемы, создавать ценные вещи, выбирать лучшие решения, собирать средства. Краудсорсинг позволяет работать с небольшими финансовыми затратами и одновременно снижает риск потерянных инвестиций.

А в случае банкротства предприятия, оно не несет расходов на вознаграждение и расходов на вывод новой услуги или товара на рынок. Интеллект коллектива позволяет избежать потерь. Как это возможно? Хотя бы потому, что мотивация группы людей не всегда чисто финансовая. Кампания краудсорсинга вообще не должна предусматривать денежное вознаграждение, поскольку участникам может быть достаточно только одного удовольствия от совместного создания продукта или услуги.

Другие стимулы для участия в краудсорсинге включают: удовольствие от использования своих навыков и знаний на практике, возможность участвовать в крупном проекте без трудоустройства в большой корпорации, пространство для демонстрации с творчеством, признание. С организационной точки зрения активные участники краудсорсинговых процессов привязываются к брендам, которые они помогают развивать. Таким образом, организации имеют еще одну выгоду - они получают лояльных потребителей или активистов.

Преимущества краудсорсинга

К ним можно отнести: экономию времени и денег (группа людей гораздо быстрее генерирует идеи, а подготовка продукта, например веб-сайта, однозначно дешевле, чем оплата работы узкой специализированной команды), разнообразие представленных проектов и их оригинальность (много вариантов и точек зрения) , получение информации о потребностях и ожиданиях потребителей, создание группы единомышленников, маркетинговые и рекламные преимущества.

Чтобы краудсорсинг был возможным, должны быть соблюдены определенные условия. Дарен К.Бребхем выделяет четыре таких критерия:

  • существование организатора с задачей, которую нужно выполнить;
  • существование группы людей, готовых осуществить это добровольно;
  • существование цифрового пространства, в котором проводится работа и контакты между организатором и сообществом;
  • существование взаимной выгоды для организатора и группы.

Важно: краудсорсинг нельзя рассматривать как источник бесплатных знаний или маркетинговых исследований. Плохо проведенные кампании по краудсорсингу не воспринимаются положительно людьми.

Crowd translation (перевод группой людей)

Интернет позволяет создавать социальные переводы. Вместо отправки текста в бюро переводов, организации и компании предоставляют инструменты и платформы для перевода пользователями. На этих платформах есть модераторы, которые одобряют соответствующие переводы. Доверие к пользователям в этом имеет большое преимущество: они делают все бесплатно и зачастую гораздо лучше, чем рядовой профессиональный переводчик. Это связано с тем, что они интересуются определенным товаром или услугой и лучше знают контекст перевода и специфику рынка.

Как видите, краудсорсинг - замечательный инструмент, которым могут пользоваться не только компании. Благодаря возможностям интернета гораздо легче пользоваться знаниями определенной группы людей.