Социальная фацилитация - ключ к повышению эффективности сотрудников
Работа в присутствии других людей стала неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. В компаниях сотрудники все чаще выполняют свои обязанности в одном кабинете. За нами постоянно следят начальники или коллеги. Влияет ли присутствие других на результаты нашей работы? Ответ на эти и другие вопросы вы найдете в нашей статье.
Социальная фацилитация: теория и исследования
Социальная психология - это наука, которая изучает социальное влияние. Один человек влияет на другого своим реальным или воображаемым присутствием. Социальный психолог Роберт Зайонц провел эксперимент, в котором изучал поведение тараканов. Предметом исследования было измерение скорости, с которой они убегают от света в простой и сложной ситуациях. В первой из них тараканы должны были пробежать из одной точки в другую. Когда они бежали в присутствии других тараканов, они добились лучших результатов, чем без «зрителей». Совсем другой результат был в трудной ситуации. Путь, который тараканы должны были преодолеть в побеге от света, был лабиринтом с одним правильным выходом. В этом случае их также наблюдали другие тараканы. Оказалось, что им понадобилось намного больше времени, чтобы пробежать эту дистанцию.
Исследования показывают, как присутствие других людей стимулирует или мешает нам действовать. Компания другого человека делает нас более бдительными и мы скорее переходим в состояние «готовности». Этот эксперимент помог определить эффект социальной фацилитации.
Социальная фацилитация - что это?
Само присутствие других людей стимулирует наш организм. Благодаря этому мы готовы начать деятельность. Если мы работаем в группе, мы сознательно или неосознанно влияем на других. Это способствует развитию конкретных способов поведения, что и требуют от нас работодатели. Социальная фацилитация означает, что когда мы работаем в одном помещении с другими людьми и понимаем, что за нами следят, мы автоматически становимся более эффективными, чем если бы мы работали в одиночку.
Пример 1
Одна из команд отдела маркетинга имеет задачу создать презентацию для клиента о своей компании до конца дня. Это не сложно, не превышает уровень компетенций сотрудников и похожа на задачу, которую они недавно выполнили. В команде работают 6 человек, все в одном кабинете. Если лидер команды хочет достичь цели, он может попросить каждого сотрудника сообщить своим коллегам, что именно он собирается делать, с какой проблемой он будет иметь дело и сколько времени нужно для выполнения своей части задачи. В результате каждый из них почувствует, что за ним как бы следят другие, а коллеги ознакомлены, что он будет делать в ближайшие несколько часов. Такое сообщение сделает каждого человека более мотивированным. В результате вся команда достигнет общей цели, то есть создаст презентацию для клиента.
Важно отметить, что социальная фацилитация положительно влияет на результаты нашей работы, то есть повышает эффективность только тогда, когда мы выполняем простые и известные уже задачи! В качестве примера можно привести спортсменов, которые длительное время тренируются в определенной спортивной дисциплине, становятся ее экспертами, поэтому у них нет проблем с выступлением перед аудиторией. Благодаря этому присутствие других побуждает их действовать эффективно.
Когда же мы выполняем новые и сложные задания, присутствие других людей снижает нашу эффективность. Пример - человек, который начинает изучать новые вещи, например, ездить на велосипеде.
Если задача, поставленная отделом маркетинга в приведенном выше примере, была бы сложной, присутствие коллег и осознание того, что все следят за тобой, затруднило бы совместную работу.
Пример 2
Наталья начала работать в компании специалистом по продажам. В первые дни работы ее коллега Олеся помогает ей ознакомиться с новыми обязанностями. На третий день Наталия впервые звонит новым клиентам, чтобы спросить об их потребностях и сделать возможное предложение по обучению. У нее есть опыт работы на аналогичной работе, она делала подобные звонки в предыдущей компании. Олеся решила, что будет наблюдать за своей коллегой во время разговоров. Это поможет выявить ошибки, которые сделает Наталья, и подчеркнуть ее сильные стороны. Наталья сделала 7 телефонных звонков в присутствии Олеси, потом еще 5 сделала одна, потому что коллега ушла на встречу. Оказалось, что в присутствии сотрудницы Наталия старалась изо всех сил, прикладывала больше усилий во время разговора, ее беседа была более продолжительной и эффективной.
Именно так работает механизм социальной фацилитации. В присутствии других, зная, что за нами наблюдают, мы становимся более энергичными и стараемся изо всех сил сделать работу как можно лучше. Это знание, которое как работодатели, так и работники могут использовать в своей повседневной работе.