Чем дистанционный outplacement отличается от традиционного?

Даже самые опытные специалисты по персоналу признают, что увольнение - это наиболее напряженная часть их работы. Оutplacement может быть действенным способом уменьшения негативных эмоций для обеих сторон: и работника, и руководителя. В современном мире все больше компаний выбирают дистанционный оutplacement. Дает ли он такие же результаты, что и традиционный?

Давайте сначала выясним, что же такое оutplacement? С английского оutplacement переводится как замещение. Под этим термином следует понимать поддержку уволенного работника в поиске новой работы. Сфера действия этой поддержки зависит от внутренней политики компании. Она может касаться одного сотрудника или группы уволенных. Иногда это только консультирование, но часто предполагает и активную поддержку (работа с тренером, психологом, общение в сети, предоставление рекомендаций). Преимущества такого процесса не являются односторонними.

Оutplacement: выгоды для организации

Во времена VUCA (аббревиатура четырех английских терминов, описывающих состояние современного мира: нестабильность, неопределенность, сложность и неоднозначность) оutplacement становится важным инструментом брендинга работодателей. Это четкий сигнал о том, что компания заботится о своих подчиненных и действует в соответствии с провозглашенными ценностями и принципами КСО (корпоративная социальная ответственность). В конце концов, эта информация поступает не только к уволенным людям, но и к потенциальным кандидатам, клиентам и работникам, которые остаются в организации. В случае последних, оutplacement фактически уменьшает недовольство и страх дальнейших увольнений. В психологии совокупность таких симптомов называется «синдромом выживших» («syrvivor syndrom»). Невыполнение действий, направленных на уменьшение негативных последствий увольнений, может привести к потере доверия и отвращения к работодателю, а как результат - уменьшение ангажированности, дальнейших увольнений и финансовых потерь. Стоит знать, как этого избежать, тем более, что самый страшный кризис еще может быть впереди.

Черный сценарий

Нестабильность. Это, пожалуй, самое короткое слово, которым можно описать ситуацию на рынке труда. Количество предложений уменьшается, работодатели меняют требования к работникам, ожидая не только эффективной удаленной работы, но большей гибкости в отношении формы занятости, максимального использования своих компетенций. Но этого может быть недостаточно. Последние исследования (за август 2020 года) показывают, что во время пандемии увольнения коснулись лишь 4% опрошенных компаний. Большинство работодателей заявляют, что это будет крайняя мера. Однако ситуация очень динамичная и сложная. Поэтому компании должны подготовиться к худшему сценарию путем разработки внутренних процедур поддержки работников в смене работы.

Оutplacement в новых условиях

Отделы персонала, ответственные за поддержку уволенных работников, имеют нелегкую задачу во время пандемии и удаленной работы. Большинство процессов должны адаптироваться к новым условиям и учитывать непредвиденные ситуации. Поэтому следует иметь решение, которое можно использовать в любое время. Это решение - удаленный оutplacement, доступный через платформу для персонала - комплексный, адаптированный к потребностям организации, осуществляется в интернете. Работники имеют доступ к нему при любых обстоятельствах. Использование электронного обучения в трудные моменты реорганизации дает ощущение безопасности на всех уровнях.

Удаленный оutplacement vs. традиционный

Возможность удаленно выполнять HR-процессы является главным преимуществом дистанционного оutplacement. Тем более, что его тематический объем может быть подобным или даже большим, чем проведенный традиционным способом. Это не ограничивается бюджетом и конкретными временными рамками - работник может выбирать длинный перечень тем и уделять любое количество времени выбранной проблеме. Плюс, он доступен сразу - без недель и даже дней задержки. А в ситуации потери рабочих мест это чрезвычайно важно. Конечно, отсутствие непосредственного контакта с консультантом или профессиональным тренером может быть проблемой, хотя большинство курсов электронного обучения являются интерактивными и интересными.

Знания, которые вы больше нигде не найдете

Одно из основных преимуществ удаленного оutplacement - очень широкий спектр тем, включая психологическую и консультативную поддержку на каждом этапе принятия изменений. Работник может использовать программу, которая включает, среди прочего:

  • управление собой в новых условиях - например, как бороться с эмоциями или как объяснить другим коллегам причины ухода из компании? Как спланировать новый бюджет, учитывающий переходный период без работы?
  • создание перечня компетенций, навыков и советов по их использованию в процессе поиска работы;
  • оценка текущей профессиональной карьеры и планирования на будущее
  • как подготовить резюме и мотивационные письма?
  • по каким каналам и как искать новую работу?
  • как подготовиться к собеседованию?

Следует подчеркнуть, что это не только очередная «порция» знаний, которые можно найти на многих отраслевых порталах. Это очень специфические инструменты разработки, углубленные и всесторонние, подготовленные экспертами в своей области, подкрепленные многолетним опытом.

Выберите то, что лучше всего подходит для вашего работника

Останется ли традиционный оutplacement в прошлом? Возможно, нет, хотя проблемы безопасности, связанные с ограничением прямых контактов, не исчезнут в ближайшие месяцы или даже годы. Такой вид оutplacement имеет много преимуществ: от возможности свободного обмена идеями и информацией между участниками, к возможности индивидуализации процесса. Однако его стоимость высока, поэтому к нему обращаются не все менеджеры. Такая избирательность не имеет положительного влияния на моральное состояние других работников. Если увольнения неизбежны, следует обеспечить последовательность сообщения об этом работникам: да, мы уменьшаем расходы, но мы заботимся о будущем всех наших сотрудников.

Решение о внедрении удаленного или традиционного оutplacement в компании должно быть стратегическим, продуманным и должным образом организованным. Тогда он будет обслуживать не только сотрудников, которые увольняются, но и всю компанию. Отдаленные решения имеют ряд преимуществ, важнейшее из которых - безопасность. Но они также имеют прекрасно спланированные и подготовленные инструменты, обеспечивающие огромную порцию знаний, мотивируют и поощряют работника взять на себя ответственность за процесс поиска работы. И они также эффективно устраняют негативные последствия увольнений.