Семь шагов к престижному рабочему месту!
Шаг 1: Подготовка. Подготовьтесь к интервью заранее. Проведите предварительное расследование. Заранее ознакомьтесь с продукцией и услугами фирмы. Побеседуйте с теми, кто там работает, или с консультантом кадрового агентства. Узнайте о проценте текучести кадров, о том, сколько лет эта фирма работает на данном рынке. Да, и не забудьте выяснить, есть ли прибыль и как она велика. Не помешает и кое-что узнать о том, кто будет проводить итервью Позаботьтесь о внешнем виде. Одежда должна быть безукоризненной по цвету и качеству. Постарайтесь заранее узнать, какой стиль принят на данной фирме: деловой или более свободный. С другой стороны, чем официальное вы будете выглядеть, тем лучше. Но при этом одежда должна четко соответствовать тому положению, которое вы рассчитываете занять. Пусть ваш костюм сразу понравится президенту фирмы, ее сотрудникам и, главное, клиентам. Кстати, не помешает заранее узнать, как к фирме проехать и где оставить машину. Выйдите из дома заблаговременно.
Шаг 2: Резюме. Сейчас принято иметь при себе резюме. Этот документ – половина вашего успеха. Сделайте обложку броской, яркой, впечатляющей. А содержание – сплошной похвалой себе, любимому. Подчеркните ваш профессионализм в деле, которым вы собираетесь заниматься. Особо выделите те знания и умения, которые нужны данной фирме. Не забудьте указать, какой факультет закончили, на каких курсах занимались дополнительно, и приложите все возможные дипломы. Знаете английский язык? Виртуозно владеете компьютером и бухгалтерией? Умеете водить машину? Все это только даст вам дополнительные очки!
Но резюме – еще не все. Вам понадобятся рекомендации с предыдущих мест работы. Захватите и документы об основном и дополнительном образовании, телефоны фирм, где вы последнее время работали. Не забудьте о мелочах: приличной ручке и калькуляторе. Не удивляйтесь: нынче модно проводить уйму тестов, начиная с психологических и заканчивая математическими.
Шаг 3: Входим в офис. Постарайтесь прийти минут на 15 раньше, понаблюдайте за обстановкой. Как выглядит офис? Как общаются сотрудники? Вам предложили сесть или оставили стоять за дверью? Возможно, уже оказанный вам прием повлияет на ваше решение: нужно вам работать в этой компании или нет. Помните: выбирают не вас, выбираете – вы! В офисе со всеми будьте вежливы и доброжелательны. Внимательно вслушивайтесь в имена и запоминайте их. Войдите в кабинет уверенно, не забудьте улыбнуться. Приветствуйте, но руки первым не подавайте. Не следует садиться, пока вам не предложат это сделать. Четко и ясно назовите свое имя и фамилию. В вашем голосе должна прослеживаться спокойная уверенность. Помните; ваше имя звучит гордо! А нервный, трясущийся и заикающийся кандидат производит крайне неприятное впечатление. Сразу возьмите за правило давать информацию о себе развернуто, расшифровывая все аббревиатуры и неясные термины.
Шаг 4: Доверие – ключ к карьере! Постарайтесь установить хороший и теплый эмоциональный контакт. Проявите теплое и доброжелательное отношение. Сделайте пару комплиментов фирме, обстановке. Два главных правила: всегда быть самим собой и говорить правду и только правду. Сказать правду стыдно? Тогда просто промолчите.
Шаг 5: Интервью как оно есть. Расскажите, чем вас привлекла фирма, а также – конкретная вакансия. Следуйте направлению беседы, которое задает работодатель. И внимательно слушайте. Ваша цель: продемонстрировать свою компетентность. Кратко и четко изложите информацию о себе, о своем характере, умениях, положительном опыте. Прежде чем отвечать на вопрос, подумайте пару секунд: для чего он задан и как, отвечая на него, показать только свои сильные стороны. В ответах старайтесь избегать штампов и банальностей, будьте уникальны и интересны.
Шаг 6: Щекотливые вопросы. Сложный момент: обсуждение оклада. Глупо стесняться называть большую сумму. Чем больше, тем лучше. В крайнем случае, укажите верхний и нижний пределы возможной зарплаты. Помните: чем больше просит работник, тем, по мнению начальника, выше его квалификация... Еще раз подтвердите свое благополучие. Сообщите, что у вас есть квартира. Вы вполне в состоянии поработать сверхурочно, поездить в командировки. Разумеется, возможны накладки. Например, работодателю известно, что у вас маленький ребенок. Ну и что? Сообщите, что пока вас нет, с ним вполне может посидеть няня. И вопрос будет решен. Вообще без особого приглашения не стоит обсуждать ваши личные и финансовые проблемы. Не забывайте попутно задавать свои собственные вопросы. Да, я могу поработать сверхурочно. А в чем заключается сверхурочная работа? Да, я могу поездить в командировки. А какие конкретно это будут командировки? Пусть работодатель видит: вы знаете себе цену и отвечаете за свои слова.
Шаг 7: Поводим итоги. Хороший конец для разговора: сделать акцент на ваших обширных деловых связях, подчеркнуть, что вы работали в нескольких фирмах. Попутно можно отпустить пару тонких профессиональных комплиментов данной компании. И не стесняйтесь менять регистр общения, шутить. Пусть работодатель видит, что перед ним не зануда-сухарь, а нормальный человек. Не забудьте, закончив интервью, поблагодарить собеседника за внимание. Договоритесь о том, когда и как вы узнаете о результатах.