Когда украинцам ждать «четырехдневку»
В последние годы тема сокращения рабочего времени в формате – меньше рабочих часов в день или меньше рабочих дней в неделю – неоднократно поднималась и обсуждалась в средствах массовой информации. Это не только теоретический интерес или плоды экспериментальных исследований – есть примеры успешного внедрения сокращенного рабочего дня в разных странах. Например, в берлинской компании по разработке ПО для управления проектами Planio участие в эксперименте принимали 10 сотрудников. Основатель компании Ян Шульц-Хофен в итоге отметил, что это «гораздо полезнее, и мы справляемся лучше, если не работаем в бешеном темпе».
Есть и более убедительные примеры. Полгода ученые Оксфорда оценивали продуктивность и ощущения пяти тысяч сотрудников колл-центра, которым рабочую неделю сократили до четырех дней, сохранив при этом прежний уровень зарплаты. Как и ожидалось, сотрудники не только выполняли положенный объем работ, но и чувствовали себя счастливее.
Повышение уровня удовлетворенности персонала зафиксировали еще в одной компании, сократившей рабочую неделю. У работников новозеландской компании Perpetual Guardian вовлеченность в работу и ощущение счастья выросли на 24% и 5% соответственно, а количество стрессов сократилось на 7%.
Четырехдневку посчитали привлекательным вариантом и в Великобритании – Федерация британских профсоюзов (TUC) настаивает на внедрении этой практики, а глава экономического направления организации Кейт Белл отметила, что такой тип организации рабочего времени позволяет «не разрываться» между работой и личной жизнью, а также «может улучшить гендерное равенство».
Последним аргументом, зацепившим даже отечественных чиновников, стало выступление в Давосе психолога Уортонской школы бизнеса Адама Гранта (США) и экономиста Рутгера Брегмана (Нидерланды), которые указали, что при снижении продолжительности рабочего времени люди могут эффективнее сосредоточить внимание на задачах, а качество и креативность возрастают.
Понятно, что четырехдневная рабочая неделя может быть внедрена не на 100% европейских предприятий, что уж говорить об украинском бизнесе. Существуют профессиональные сферы и отрасли, которые ориентируются не на результат, а на выполнение процесса в установленное время, поэтому сокращение рабочего времени для них неприемлемо. Это касается предприятий сельского хозяйства, многих производств, компаний из сфер торговли и услуг. А вот для креативных бизнесов, компаний, ориентированных на выпуск цифрового продукта, для процессов, имеющих возможность уплотнения по времени, четырехдневка может стать отличным решением.
Однако на пути реализации идеи в украинских реалиях становятся пока непреодолимые преграды. И первая из них – наша продуктивность. В разных источниках цифра производимого украинцами продукта разная, но в среднем выходит 3 доллара/час. Для сравнения, в США эта цифра в 11 раз выше, а лидерами рейтингов являются Норвегия и Люксембург, где производительность в 18-20 раз выше. У наших низких показателей много причин – плохая техническая оснащенность, запутанные и неэффективные бизнес-процессы, правила, принятые во времена «Царя Гороха», наказуемая инициатива и преобладание скептических и пассивных настроений среди персонала.
Также не способствует росту ВВП и почасовой производительности несвоевременная выплата зарплат, которая является нормой для многих украинских компаний. Поэтому наши топы отметают возможность четырехдневки как таковой. Исполнительный директор Dragon Capital Томаш Фиала указал, что такой переход не является актуальным для Украины и вообще стран с низкими показателями роста ВВП. «Для Украины это не актуально. Может, когда ВВП на душу населения будет как в Швейцарии, то можно об этом думать. Но не в ближайшие лет десять, или как минимум пять», – сказал Фиала.
Еще один известный топ-спикер, исполнительный директор International financial corporation Елена Волошина заявила: «Мы пока не готовы. Но я думаю, что в ближайшем будущем эффективность бизнеса будет определяться не количеством рабочих дней».
Второй важный фактор – неготовность самих руководителей выпускать подчиненных из привычного графика «5 по 8». Сегодня даже бизнесы, которые могут позволить себе отпускать сотрудников некоторых подразделений на удаленную работу (например, один раз в неделю) или гибкий график, не готовы это делать. Привычный метод управления подчиненными – на расстоянии вытянутой руки – не позволяет начальникам быть эффективными при удаленной работе. Многие руководители не готовы делегировать подчиненным ответственность за результаты своей деятельности. Им проще руководить, стоя за плечом. У таких начальников переход на четырехдневную рабочую неделю может вызвать подозрение, что сотрудник, сумевший более эффективно организовать свою работу, был просто недогружен, и этот недостаток нужно устранить в кратчайшие сроки.
Поэтому четырехдневка в нашей стране возможна. Но только в прогрессивных компаниях и в отдельных профессиональных сферах. Надеемся, что даже эти точечные изменения станут тем драйвером, который сможет чуть изменить рынок труда в сторону большей гибкости. Подождем?
Источник: https://thepoint.rabota.ua/kohda-ukrayntsam-zhdat-chetyrehdnevku-kolonka-hr-eksperta-rabota-ua-tatyany-pashkynoy/