Каких специалистов не хватает Украине и сколько компании готовы им доплатить

В Украине обостряется дефицит толковых кадров. Компании с ужасом ждут лета — сезона трудовой миграции. Люди снова поедут за границу, и предприятиям станет еще сложнее набрать штат. Чтобы выкрутиться и удержать персонал, работодатели поднимают зарплаты или набирают более дешевые кадры. Сложнее всего приходится промышленным производствам, агросектору, строителям и компаниям HoReCa.


Рестораны

Летняя нехватка кадров — это обычная ситуация для ресторанов. Но еще больше проблема усугубилась с введением безвиза, говорят эксперты. Наших людей активно набирают Болгария, Испания, Португалия, Хорватия, Черногория. Приглашают в основном поваров (не нужен язык), мойщиц, уборщиц. Реже — официантов и админов (нужно знание языка). Кстати, всех их набирают еще и заведения в курортных украинских городах: Затока, Коблево, Одесса.

"Есть неплохие повара, официанты, которые зимой работают в Буковеле, а летом в Одессе. Хороших специалистов стараются удержать. Справляются рестораторы просто — стараются не брать на работу таких "гастролеров", мотивировать персонала (% от продаж, премии), нематериальная мотивация (корпоративы, подарки). И прочее методики работы с персоналом", — рассказала UBR.ua гендиректор компании "Ресторанный консалтинг" Ольга Насонова.


Перевозчики

Серьезные проблемы возникают и в транспортной отрасли. Если в начале летнего сезона там еще кое-как справляются с нехваткой водителей, то уже к концу лета — ситуация обостряется донельзя. Людей переманивают как иностранные перевозчики, так и наши, оставшиеся без людей.

"С августа зерновозы и бензовозы, как правило, простаивают без водителей. Это связано со сбором урожая. В первую очередь сказывается сезонный сектор. Это пик, когда конкуренты начинают перекупать остатки водителей", — отметил в беседе с UBR.ua директор группы компаний Prime Дмитрий Леушкин.

В первую очередь, транспортные компании решают кадровые проблемы за счет сежей крови — начинающих водителей. В дальнобойщики берут бывших таксистов и даже маршрутчиков. И те соглашаются, так как водить фуру считается более престижно и лучше оплачивается.


Погрузчики

Аналогичные проблемы и в сегменте водителей погрузчиков или штабелеров (разновидность складской техники). Здесь постоянно открыто порядка 300 вакансий, говорят эксперты. Получив необходимый опыт, водители часто уезжают на заработки в Европу. А местные и иностранные компании в Украине вынуждены брать на работу новичков и становится кузницей кадров. Иногда в буквально смысле этого слова: представительства иностранных компаний обучают наших водителей, а затем отправляют работать в ЕС. Специалистов "под ключ".

Сегодня зарплата водителя погрузчика варьируется от 8 000 грн. до 16 000 грн в месяц. В среднем такие кадры не задерживаются в одной компании дольше 6-12 месяцев. Как только набираются опыта, сразу отправляются в Польшу, Чехию и Германию.

"Отдельные предприятия предлагают зарплату до 20 000-25 000 грн. Все зависит от стажа, резюме и универсальности кандидата. Сейчас все сокращают затраты, и если сотрудник может совмещать несколько функций, например, кладовщик, водитель погрузчика и штабелера, то и ставка у него будет выше", — рассказал UBR.ua руководитель ГК "Логистик Форклифт" Станислав


Дерец

В компаниях отметили, что с недавних пор интерес к погрузчикам проявляются не только мужчины, но представительницы прекрасного пола. "Некоторые компании на определенные виды не скоростных работ, например, на штабелирование, берут именно девушек. Поскольку они работают аккуратнее, ответственны, не спешат", — добавил Дерец.


Строители

Не меньше проблем с кадрами и у застройщиков. Больше всего на объектах не хватает:

1.строителей,

2.токарей,

3.слесарей,

4.крановщиков,

5.плиточников,

6.сварщиков.

В борьбе за хорошего работника приходится сражаться с коллегами в Польше, Чехии, Литве и даже Израиле. В Украине их зарплата в среднем варьируется от 15 до 20 тыс. За границей это сразу $1,5-2 тыс. в месяц. Чем выше квалификация работника, тем больше ему готовы платить. Но даже без опыта работы уровень зарплат достойный, говорят эксперты.

"Количество заробитчан из года в год растет, ведь безвиз создал условия для маятниковой миграции. Обычно уезжают работать на 3-6 месяцев, очень часто оставляя проекты в Украине. Причина простая — высока оплата труда. Там час работы исчисляется десятками долларов, а в Украине едва достигает $7-10. К тому же, хороших специалистов, как правило, ждет достойный соцпакет: условия для проживания, страховка", — рассказала UBR.ua главред онлайн-издания о новостройках 3m2 Виктория Берещак.

Чтобы удержать специалистов, девелоперы вынуждены поднимать зарплаты в разы. Понятно, что этот сдерживающий фактор сработает не со всеми. К тому же, в какой-то момент компании прекратят увеличение зарплаты.

"Еще одна проблема — нежелание молодежи получать рабочие специальности. Это не престижно. Плюс уровень профтехобразования оставляет желать лучшего. Нет современной материально-технической базы, ресурсов для качественной подготовки. Нет и конкуренции среди учебных заведений", — говорит Берещак.

Давно не секрет, что Украина не дотягивает до европейского уровня оплаты труда. Но острый дефицит кадров все же вынуждает наши компании пересматривать свои зарплатные предложения, чтобы хоть как-то удержать толковых работников. Тем не менее, ожидания по зарплате соискателей все еще превышает ту планку, которую готов гарантировать работодатель.

"В основном, сезонные работы — это агро-сектор и сфера гостеприимства. Часто ищут официантов, горничных, поваров, барменов. Зимой одни регионы, летом — другие, круглогодично набирают персонал круизные лайнеры. Круглый год ищут строителей, работников в теплицы, на конвейерах, сборщиков урожая. Наши компании более-менее понимают, кто и куда может уехать — поднимают зарплаты, пересматривают мотивацию, премии выплачивают", — рассказала UBR.ua hr-эксперт сайта rabota.ua Татьяна Пашкина.

Зарплатный фактор для украинских рабочих — это самое важное. Следовательно, говорят эксперты, при получении в Украине достойных окладов, люди стану реже выезжать за границу.

"В категории "Рабочий персонал" в 2018 году зарплатные предложения выросли на 42%, в производстве — на 38%. А вот в сферах "Строительство", "Туризм, гостиницы, рестораны" — на 20% и 15%, соответственно. Для уменьшения оттока трудовой силы за границу позитивная динамика должна сохранится и усилится. Сотрудники должны иметь перспективы карьерного роста и возможности для профессионального развития, быть уверенными в стабильности компании. Эти критерии являются приоритетными для большинства соискателей при выборе работы и работодателей", — резюмировала pr-менеджер HeadHunter Украина Юлия Дрожжина.


Источник: https://business.vesti-ukr.com/331959-kakikh-spetsialistov-ne-khvataet-ukraine-i-skolko-kompanii-hotovy-im-doplatit